skip to Main Content

12 октября на IV Всероссийском форуме студентов и специалистов среднего профессионального образования (СПО) «Команда Профи» состоялся круглый стол «Профессиональная навигация в России: как выстроить систему эффективно?». Инициатором дискуссии стала Комиссия по профессиональной навигации Общественного Совета при Росмолодежи. Генеральный директор Корпоративной Академии Росатома, председатель Комиссии, Юлия Ужакина модерировала беседу.

В рамках круглого стола обсуждалась тема профессиональной ориентации молодежи, существующие проблемы и возможности по улучшению действующей системы. Помимо экспертов по профориентации во встрече также приняли участие представители трех фокус-групп – школьники, студенты СПО и заместители по воспитательной работе. Юлия Ужакина отметила, что экспертному сообществу крайне важно слышать мнение непосредственных участников процесса.

Член совета обучающихся Инженерно-технологической школы № 777 (г. Санкт-Петербург) Мария Оганян в числе проблем профориентации выделила «культ материальных благ» – приоритет денег, а не смыслов, недостаточную информированность о существующих профессиях и давление на выбор ребенка со стороны родителей. Заместитель председателя совета обучающихся школы № 219 (г. Санкт-Петербург) Никита Козлов отметил необходимость создания единого реестра с информацией об учебных заведениях, практиках и конкурсах. Куратор органа ученического самоуправления школы № 219 Санкт-Петербурга Артем Колесников добавил, что в школах не хватает консультанта по профориентации, который бы помог молодым людям сориентироваться во множестве профессий и сделать осознанный выбор.

Студенты определили основные принципы идеальной системы профориентации молодежи в России – доступность, интересный способ предоставления информации о профессиях, возможность прохождения практики и система наставничества, а также необходимость повышения имиджа СПО. По мнению молодых людей, необходимо больше времени уделить системе среднего профессионального образования, а также курсам обучения для менторов и прокачке гибких навыков.

По мнению председателя студенческого совета Всеволжского агропромышленного техникума Александра Самарина, из-за большого количества новых специальностей у учащихся нет возможности погрузиться в профессию. В числе возможных решений он предложил организовать профориентационные дни с приглашением студентов и выпускников, а также рассмотреть вариант с запуском информационных кампаний в учебных заведениях. Председатель студенческого совета Ханты-Мансийского технолого-педагогического колледжа Максим Отшамов также отметил необходимость популяризации производственных стажировок.

Представители группы заместителей по воспитательной работе в числе проблем выделили тот факт, что будущую профессию, как правило, выбирают родители, а не молодые люди. Кроме этого, проблемы, по их мнению, возникают из-за низкой профориентационной работы в школе. В числе предложений представители фокус-группы назвали прохождение квалифицированного психолого-педагогического тестирования при поступлении, проведение родительских собраний вместе с абитуриентами, где объясняется как ребенок будет учиться и как сможет себя реализовать, а также встречи с потенциальными работодателями и конференции по окончании практики.

Юлия Ужакина поблагодарила участников за их предложения и отметила необходимость применения системного подхода к профориентации на федеральном уровне: «Необходима комплексная работа с родителями. Нужно сделать так, чтобы они помогали молодым людям делать выбор, а не навязывали свое решение. Во-вторых, необходим профориентолог в школах и колледжах, который бы помог детям найти свою профессию. И, в-третьих, нужно подумать, как доступным образом рассказать молодежи обо всех существующих профессиях. Молодым людям сложно определиться с выбором будущей профессии, и мы должны помочь им сделать осознанный выбор».

Юлия Ужакина добавила, что на основе обсуждения будут составлены подробные рекомендации для Росмолодежи по реализации профориентационных проектов, которые бы учитывали интересы молодежи и стратегические задачи развития государства.

В обсуждении также приняли участие Председатель Российского Союза Молодёжи Павел Красноруцкий, Заместитель председателя Российского союза молодёжи, член Общественного совета при Росмолодежи Анна Аполосова, Советник руководителя Росмолодежи Егор Литвиненко, первый заместитель генерального директора, исполнительный директор АНО «Большая перемена» Валерий Моргуновский, директор проектов Центра молодежных инициатив Агентства стратегических инициатив (АСИ) Павел Орехов, советник департамента по реализации общественных проектов Аппарата полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе Наталья Захарова и другие.

Комментируя итоги круглого стола, председатель Общественного совета при Росмолодежи, директор МДЦ «Артек» Константин Федоренко поблагодарил членов Комиссии по профессиональной навигации за организацию события: «Для нас очень важно слышать мнение молодежи. Активное участие школьников и студентов СПО в дискуссии подтвердило актуальность темы профориентации. Важно, что результатом круглого стола станут рекомендации для Росмолодежи по реализации профориентационных проектов. Данный формат работы себя прекрасно зарекомендовал, уверен, такие круглые столы будут проводиться и по другим темам. Искренне благодарю всех участников дискуссии».

Back To Top